…или воронежские мошенники вошли во вкус
В переводе с английского «стелс» (stealth) – хитрость, уловка. Впрочем, слово многозначное – в различных сочетаниях переводится как «маскировка», «скрытый режим», «малозаметный объект».
Однако про воронежские ООО «Стелс» и ООО Торговый Дом «Стелс» никак не скажешь, что они малозаметны! Уже не первый год эти фирмы и их хозяева Наталья Божьева (Ганчарова), Александр Степакин и целый ряд аффилированых с ними псевдопредпринимателей фигурируют в громких скандалах, связанных с обманом и откровенным мошенничеством. Однако, несмотря на целый ряд разоблачений в СМИ и резонансных судебных решений, последователи Остапа Ибрагимовича Бендера продолжают оставаться «на плаву» и, как ни в чем не бывало, осуществляют свою нечистоплотную коммерческую деятельность… Прямо не «Стелс», неуловимый Джо, который странным образом уходит от уголовной ответственности! Так в чем же загадка «успешных предпринимателей»?
Фирменный стиль
Даже нынешняя фамилия осужденной в 2011 году по статье 159 часть 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» Натальи Божьевой – Ганчарова – и та «с заковыкой». Найти человека с такой фамилией через электронные поисковые системы практически невозможно – компьютер «исправляет опечатку» (Ганчарова на Гончарова) и предлагает, к примеру, ознакомиться с биографией супруги Александра Сергеевича Пушкина… И в этом вся суть воронежской мошенницы, которая по жизни – не та, за кого себя выдает. Кстати, фамилия Ганчарова появилась у нее совсем недавно, после очередного криминального провала и последующего суда. Говорят, что это пятая по счету фамилия гражданки, которая заслужила славу воронежской «Соньки золотой ручки».
Внешне она вполне респектабельная дама, годами ездившая на дорогие курорты и даже содержавшая скаковых лошадей… При этом суммарный ущерб, нанесенный ей физическим и юридическим лицам путем различных мошеннических схем, в просторечии объединяемых словом «кидалово», исчисляется даже не десятками – сотнями миллионов рублей! Среди пострадавших – предприниматели не только из Воронежа, но из Самары, Ульяновска, Ярославля, Москвы и многих других городов и весей нашей Родины. Мадам Ганчарова реально отсидела на зоне, однако об этой странице своей биографии она вспоминать очень не любит. О похождениях Ганчаровой-Божьевой не раз писали «МК-Воронеж», «Блокнот Воронеж» и другие издания. Но, похоже, с пушкинской мадам всё «как с гуся вода», она продолжает жить припеваючи и заниматься своим, с позволения сказать, бизнесом.
Розовый «Фламинго» и собака динго
Еще один одиозный персонаж всплывает в нашей истории не случайно. Генеральный директор ООО Торговый дом «Стелс» Александр Степакин (тоже по интересному совпадению пушкинский персонаж) в марте-апреле 2013 года фигурировал на страницах многих воронежских СМИ как гостеприимный директор вновь открывшегося – на месте бывшего казино – ТЦ «Фламинго». На новую торговую площадку удалось зазвать, в частности, коммерсантов с Центрального рынка. Новоиспеченный руководитель вещал, что, хоть аренда у них и недешевая, зато условия отличные, покупателей много… Впрочем, собственник рынка вскоре уволил Степакина со товарищи, заподозрив их в нечистоплотности, и не зря.
Уже в начале следующего года «Коммерсант-Воронеж» поведал историю о том, что некая фирма «Партнер Холдинг Плюс», соучредителем которой являлся Александр Степакин, фактически вымогала деньги у арендаторов под видом «обеспечительного платежа», который по истечении или продлении срока аренды обещано было вернуть. Всего с торговцев собрали порядка 20 млн рублей, которые исчезли вместе со Степакиным в неизвестном направлении. Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, но оно впоследствии... развалилось. Никто из потерпевших никакой компенсации не получил. Им осталось лишь вспоминать Степакина «добрым словом». И по ассоциации с ним – отнюдь не красивую птичку фламинго, а именно собаку. Точнее, мать пса. И просто мать, в различных склонениях и спряжениях.
Продолжение «марлезонского балета» следует…
Благодаря сходному почерку в ведении криминального бизнеса Наталья Ганчарова-Божьева и Александр Степакин, что называется, нашли друг друга. Она реально занималась «текучкой» и оперативным управлением, а уроженец Новосибирска, воронежский предприниматель и одновременно житель города Видное Московской области Степакин обеспечивал эффективную связь с правоохранительными органами. В 2014 году «сладкая парочка» организовала ООО Торговый дом «Стелс», ставший «постоянным клиентом» Воронежского областного арбитражного суда. Впрочем, «клиенты» – на официальном языке именуемые «ответчики» – в суд ни разу не явились, как будто бы не знали о его существовании… А, скорее всего, в глубоком убеждении, что закон писан не для них.
Меж тем, сухие судебные протоколы впечатляют: с 2014-го по нынешний, 2017 год – десятки исков о взыскании ущерба (большинство из которых удовлетворено)… Но не тут-то было! Оказывается, решение суда в Воронеже – вовсе не повод к его исполнению. Недавно в этом в очередной раз смогли убедиться жертвы мошеннических схем Степакина-Ганчаровой.
Еще в 2015 году ООО «Стелс» путем нехитрой махинации с договорами аренды по сути, похитило у «КТК-Ярославль» топливо маловязкое судовое в количестве, ни много ни мало, 135 тонн (на сумму 4,2 млн рублей). Путем длительных судебных мытарств ярославцы добились возбуждения исполнительного производства и обращения взыскания на имущество, волокита по оценке которого, определению состава и пр. длилась в недрах Левобережного РОСП около двух лет. По утверждению потерпевших, каждый документ у приставов приходилось чуть ли не выцарапывать.
Но вот, казалось бы – свершилось! В феврале 2017-го представители «КТК-Ярославль» прибыли в Воронеж для получения имущества должника в счет погашения долга. Однако судебный пристав с удивительно подходящей к ситуации фамилией Коровкина лишь констатировала, что «ООО «Стелс» закрыто», составила протокол и удалилась. Хотя, согласно закону, имела право входить в помещения и хранилища должника, а при необходимости и вскрывать их… Впрочем, пристав Коровкина, глядя ясным взором в глаза пострадавших, сослалась на отсутствие решения вышестоящего руководства.
И, наверное, таким же ясным, незамутненным угрызениями совести взором, годами глядят в глаза жертв мошеннической деятельности Степакина-Ганчаровой и их коллег представители силовых ведомств, которые отказываются возбуждать уголовные дела по очевидно криминальным эпизодам, трактуя их в плоскости «гражданско-правовых отношений». А дальше – по заведенному ритуалу: иски в арбитраж – волокита с неявкой и непредоставлением документов ответчиком – долгожданное решение суда – волокита в службе судебных приставов – волокита в исполнении решения – закрытая дверь.
Как принято писать в официальных документах, «должник по месту нахождения не находится, зарегистрированного имущества не имеет, информация о месте нахождения отсутствует»… Очередная часть «марлезонского балета», как по нотам, разыгрываемая отдельными представителями правоохранительной системы Воронежской области.
ОПГ под крышей и особенности надзора
Почему подобный правовой беспредел в Воронеже длится годами? Почему известная всем в городе и области ОПГ продолжает творить свой беспредел и «кидать» предпринимателей? Ответ на этот вопрос легко найти у людей осведомленных.
Александр Сергеевич Степакин, как уже упоминалось, имеет давний контакт с некоторыми персонами из силовых ведомств Воронежской области. Очевидно, с тех давних времен тянется его дружба с «прокурорскими», которой он не прочь прихвастнуть в узком кругу, за рюмкой. Например, близкими и доверительными отношениями с начальником управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью Воронежской областной прокуратуры Евгением Новиковым и его подчиненным, начальником одноименного отдела Алексеем Иващенко. У истоков этой дружбы, говорят, стоял известный в Воронеже адвокат Чеботарев – бывший работник той же прокуратуры. Он когда-то возглавлял подразделение по борьбе с коррупцией и, по слухам, до того этой борьбой увлекся, что практически сросся со средой поднадзорных коррупционеров. Что и позволило ему впоследствии стать преуспевающим адвокатом, широко известным в узких кругах.
Поэтому простым гражданам совсем не стоит удивляться, что областная прокуратура и другие правоохранители не видят на своих «радарах» пресловутый «Стелс», который давно потерял маскировку, а заодно совесть и стыд… Видимо зрение у них как-то по-другому устроено!? Наверное, отдельных представителей коррупционной машины в первую очередь интересуют не обстоятельства дела и не суть нарушения закона, а личность обратившегося: чьих будешь, что можешь, кто за тобой стоит? Такой вот подход у людей, контролирующих уголовный процесс в целой области!
ООО «Стелс» давно растворилось, по его пути пошло и ООО ТД «Стелс» – с апреля нынешнего года оно находится в рамках процедуры ликвидации. Изящный маневр с ликвидацией юридического лица объясняется просто - это способ уйти от накопленных долгов и, соответственно, возможных проблем. Долги, опять же, взыскать невозможно: имущества нет, учредитель номинальный. Всем, кому должен, прощаю. Фирма-пустышка, активов нет, поэтому в рамках «гражданско-правовых отношений» взять нечего. А что касается уголовной перспективы, т – блокировка со стороны правоохранителей сработает как всегда четко. Вот такая схема, в народе именуемая «кидалово». Очередное «кидалово» Ганчаровой и Степакина.
Но самое интересное даже не это. А то, что подруга и подельница Александра Степакина, Наталья Ганчарова нынче… зарегистрировала новое ООО «СтЕлс», которое работает по прежней схеме! Как говорится, «на колу мочало, начинай сначала». Все лохи в гости к нам.
Русский народ, конечно, терпелив. Но всякому терпению приходит конец… И отдельным работникам областной правоохранительной вертикали, а также прочим участникам криминальных схем, годами закрывающим глаза на очевидный правовой беспредел, хорошо бы помнить об этом в юбилейный год русской революции.
Павел Страхов04.07.2017