В череде заметных достижений России на международной арене и ее участия в событиях мирового масштаба, к которым в первую очередь приковано внимание СМИ, порой теряется происходящее внутри страны
Между тем, внутрироссийская повестка дня не менее важна для народа, чем успехи в Сирии, проблемы Украины и миграционный кризис в Европе. Более того, отдельные пункты этой повестки напрямую касаются каждого.
В конце марта Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ. Президент сформулировал приоритетное направление работы прокурорского корпуса и всей правоохранительной системы – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ведь именно на эту сферу ежегодно приходится свыше 60% всех нарушений закона. Глава государства выступил с целым рядом инициатив по неукоснительному соблюдению прав рядовых граждан страны и призвал самих прокуроров жестко соблюдать антикоррупционные нормы.
Меж тем, по выражению одного известного политика, где-то в России нынче XXI век, а где-то – все еще XVIII. И особенно это заметно именно в сфере соблюдения закона: безнаказанность сильных мира сего, «кормление» госчиновников со своих «теплых мест», круговая порука… И – полное пренебрежение правами простых людей, о которых с такой болью говорит Президент.
Воронеж – хрен догонишь
Воронеж – город для страны отнюдь не рядовой. Столица Черноземья, город-миллионник с развитой экономикой и богатейшими культурно-историческими традициями, колыбель российского флота… Но это, так сказать, фасад. О том, как действительно живут люди в Воронеже, россияне теперь знают из выступлений популярного стендап-комика Руслана Белого, выпускника Воронежского военного авиационного инженерного университета. Точнее было бы сказать – не живут, а выживают. И практически всегда – не по закону, а «по понятиям».
Правоохранительные структуры Воронежа регулярно отчитываются о собственных успехах. На первый взгляд, в городе действительно спокойно – на общероссийском фоне. Нет каких-то масштабных скандалов, вопиющих правонарушений… Впрочем, осведомленные люди поговаривают, что равновесие этой системы весьма неустойчиво, поскольку основана она на сложном переплетении экономических и иных интересов представителей власти и региональных силовиков. Все настолько повязаны между собой взаимными обязательствами и страхами, что любое резкое движение может вызвать целый ряд неконтролируемых реакций.
«И вы, мундиры голубые…»
Следует уточнить, что мундиры жандармского корпуса, о которых писал Лермонтов, были скорее светло-синими. Позже они были заменены на темно-синие. Таковые до сих пор носят работники прокуратуры. Причем в Воронеже настолько блюдут так называемую «честь» упомянутых мундиров, что реальная деятельность сотрудников ведомства известна только посвященным.
Прокуратура Воронежа – абсолютно непрозрачная структура, у нее даже нет своего сайта. Сотрудники не общаются со СМИ. Сам прокурор города за последние несколько лет всего пару раз давал интервью. Разумеется, порадовал публику успехами: по итогам, к примеру, 2014 года, выявлено аж 600 нарушений (на поверку – незначительные административные огрехи и размещение недолжной информации на интернет-сайтах). Господин прокурор даже не постеснялся назвать «громким делом» арест мелкой чиновницы администрации, которая за взятку в 4,5 тыс. долларов получила «суровый обвинительный приговор» – штраф в 25 тысяч (!) рублей. На деталях этого дела мы остановимся позже. Отметим лишь, что, пока прокуратура демонстративно ополчается на так называемую «низовую коррупцию», миллионные дела разваливаются на глазах у изумленной публики. А если вина подсудимых настолько неопровержима, что не наказать их нельзя, приговоры просто смехотворны.
«Сапожники» в прокурорских креслах
В 2011 году газета «Коммерсант» с изрядной долей иронии рассказала о весьма примечательном процессе в Воронеже. Депутат Нововоронежской гордумы Валерий Федоров и бизнесмен Евгений Щербатых были задержаны с поличным при попытке дачи взятки должностному лицу в размере 10 млн рублей. Сумма предназначалась главе секретариата губернатора Андрею Вершинину (он и заявил о взятке) за услуги по лоббированию нужных кандидатов на пост сити-менеджера Нововоронежа.
При этом обвинение в лице Дмитрия Чеботарева, на тот момент – начальника отдела прокуратуры Воронежской области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, запросило всего лишь год условно для депутата и 200 тыс. штрафа для бизнесмена. Суд согласился, защита возражать не стала… В общем, торжество гуманизма! «Коммерсант» приводит изумительную по своей логике реплику Чеботарева: «Судя по пигментным пятнам на лицах обоих молодых людей во время оглашения приговора, можно рассчитывать, что их раскаяние искреннее».
Это еще что! Чеботарев – ныне переквалифицировавшийся в адвокаты – хотя бы говорит бойко (если не обращать внимания на смысл). А вот его ближайший приятель, Евгений Новиков, по слухам, с трудом объединяет слова в предложения, но при этом уже седьмой год занимает высокую должность начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Воронежской области. За какие заслуги он сел в это кресло аж в 30-летнем возрасте, непонятно. Чем отличился за годы службы – еще более непонятно. Зато его родной брат Андрей – из той же команды, ходит в заместителях прокурора города.
«Громкое дело» Громовой
Чиновница Громова – это та самая, которую приговорили к штрафу за «гигантскую» взятку в 4,5 тыс. долларов. Прокуратура, радостно отрапортовавшая о своих заслугах в этом деле, забыла, однако, упомянуть, что оно могло стать куда более громким: Громова дала показания, по которым обвинительный приговор мог получить, к примеру, бывший начальник управления имущественных и земельных отношений мэрии Воронежа Юрий Подгурский и целый ряд аффилированных с ним персон. Следствие собрало соответствующие доказательства. Однако заместители прокурора Воронежа, один из которых был упомянут выше, практически в открытую «отмазали» чиновника и его друзей. Ситуация стала достоянием гласности, о ней писали воронежские СМИ. Но дело так и заглохло. Подгурский, вина которого была практически доказана, не получил даже условного срока.
А чего, спрашивается, стесняться господам в прокурорских погонах? Набор уголовных статей для них минимальный – отправить по этапу можно лишь за взятку и превышение полномочий. И то и другое доказать трудно, а при нынешней системе взаимоотношений внутри правоохранительных органов в Воронеже – нереально. Так что масса сотрудников не только «крышует своих», как в вышеупомянутом случае, но и занимается нелегальным бизнесом под прикрытием государства, участвует в переделе собственности. «Оборотни в погонах» не противопоставляют себя системе, они – часть системы, в которую включены и суд, и адвокатура, и другие правоохранительные структуры.
«Черный» адвокат
Заметный (а, может, и наиболее яркий) представитель этой системы – уже упоминавшийся нами Дмитрий Чеботарев. С точки зрения профессионалов, он, конечно, работает, как сапожник. Зато системе абсолютно адекватен. Его наглость и беззастенчивость поражают. В 2012 году он пересел из кресла прокурорского «антикоррупционера» (где оброс нужными связями среди подопечных коррупционеров), в кресло прокурора Коминтерновского района Воронежа. Но и там задержался всего чуть больше года – видно, «нажитое непосильным трудом» на государевой службе стало прятать все труднее… В цветущем 40-летнем возрасте Дмитрий Андреевич ушел на пенсию и надел цивильный костюм адвоката, организовав из состава близких родственников адвокатскую контору «Чеботаревы и партнеры».
Однако суть его деятельности осталась прежней: реализация коррупционных схем в судах, «разруливание» денежных потоков, обслуживание интересов теневого бизнеса. В этом ему дружно помогают упомянутые братья-прокуроры Новиковы и целый ряд других персонажей, которые стоят отдельной статьи.
Среди воронежских криминальных кругов Чеботарев нынче «в авторитете», ведет только крупные дела. Рядовых граждан не обслуживает, а если и берется (от жадности), то впоследствии «кидает»: подобных историй, передающихся из уст в уста, по Воронежу ходит не один десяток... Да и коммерсантам, чтобы обеспечить «занос» через «черного адвоката», еще надо напрячься. Цена вопроса обычно составляет десятки миллионов рублей. Чего стоят хотя бы нашумевшее «трубное дело» (ущерб – 35 млн руб.) или история со зданием «Сбербанка», по которому вскрылась неуплата налогов в размере 70 млн. Эти и многие другие дела развалились в суде, как карточные домики, при том что доказательная база была серьезной, а доводы защиты в лице Чеботарева – смехотворными.
Казалось бы, у сильных мира сего – своя жизнь. Рядовых граждан, не трогают – и ладно… Но ведь это не так! Миллионы, которые недополучило и недополучает государство в результате деятельности Чеботарева и его присных, по сути, украдены из карманов рядовых граждан. Которые вправе – отметим, при полной поддержке Президента России! – требовать от властей защиты своих прав.
Так что, надеемся, недолго осталось «черному адвокату» рулить финансовыми потоками воронежской правоохранительной системы.
10.05.2016