Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить.

Штирлиц по-воронежски: «А вас я попрошу остаться!»

Медийные воронежские чиновники уходят в лже-отставки, чтобы навести шороху перед выборами?

Сразу троих областных чиновников за последние три месяца отправили в отставку воронежские СМИ. Незадолго до Нового года народная молва проводила на вольные хлеба руководителя управления информации и взаимодействия со СМИ Оксану Соколову и замруководителя департамента СМИ и массовых коммуникаций Илью Сахарова. А не так давно ряд «независимых» (уж извините, но только так, в кавычках) СМИ начал активно сватать в Госдуму первого заместителя руководителя аппарата и правительства Воронежской области Андрея Маркова.

А губернатор – против

Три человека – три центра влияния. Под Соколовой – по сути, весь спектр освещения деятельности губернатора Алексея Гордеева. В основном – в рамках заключенных госконтрактов со СМИ. Спектр Сахарова, на первый взгляд, поуже – он в ручном режиме руководит деятельностью областного холдинга РИА «Воронеж» (да-да, не нужно вспоминать фамилии руководителей – по сути, верховодит лично Сахаров). Учитывая, что в холдинг, помимо одноименного портала, газеты «Воронежский курьер» и журнала «Слова», входят также 32 районные газеты, объем полномочий оказывается весьма внушительным. А вот для Маркова работа со СМИ – лишь одна из сфер деятельности, причем отнюдь не самая значимая. Работает замруководителя аппарата, как правило, точечно, с журналистами аналитического толка и – через подчиненных. Ну, как правило.

Все трое создают мощный «пиар-кулак» главы региона, по сути, закрывая все возможные лазейки для появления какого-либо инакомыслия. Работают на совесть, как бы кого из них не клеймили отдельные представители журналистского сообщества, с поставленными задачами справляются. И тут – нате! На выход с вещами!

Кому же могли быть выгодны подобные проводы в отставку руководителей медийного блока?

С Ильей Сахаровым все относительно просто. Отставка была выгодна… ему самому. Пожалуй, из трех указанных персон только он самостоятельно инициировал не просто слухи, а реальное свое увольнение.

Зачем чиновнику потребовалось покидать насиженное место? Прежде всего, затем, что в родном ему Липецке освобождался пост руководителя местной ГТРК. Он, вроде, и более денежный, да и к дому поближе, что, как утверждают знающие люди, для Сахарова очень важно. Но – не срослось. По слухам, не срослось, потому что против кандидатуры из воронежского облправительства выступил лично губернатор Липецкой области Олег Королев. И понятно, что выступил: в свое время Илья Сахаров сделал себе карьеру в соседнем регионе именно на критике областной власти. Еще хорошо, что воронежский губернатор Алексей Гордеев не стал упорствовать (заявление-то Сахаров, как говорят, уже успел написать) и оставил несостоявшегося беглеца на прежнем месте работы.

Серпом по Фаберже

С Оксаной Соколовой все гораздо сложнее. Непонятно, кто и зачем запустил накануне Нового года слух о ее увольнении с переходом на другую должность в облправительстве. Причем, никто не мог сказать, что именно это будет за должность – все же у руководителей пиар-служб не так много вариантов для продолжения работы в структурах исполнительной власти. Сама Соколова ситуацию не комментировала, чем еще больше разжигала интерес журналистов.

Предположение о том, что отставка чиновницы связана с резко возросшим количеством негативных публикаций в отношении отдельных руководителей облправительства, не выдерживало никакой критики. Да, первый вице-губернатор Геннадий Макин, зампред правительства Максим Увайдов и руководитель секретариата губернатора Андрей Вершинин получили свою долю «тумаков» от ряда СМИ за якобы совершенные действия коррупционной направленности. По некоторым из них даже была проведена проверка следователей, не вскрывшая, впрочем, никаких нарушений. Но дело даже не в этом. Дело в том, что публикации эти размещались одновременно на трех оппозиционных ресурсах, два из которых даже не были зарегистрированы в качестве СМИ. Было понятно, что происходил точечный «слив», направленный против конкретных персон. Соколова при всем желании не имела возможности влиять на эти ресурсы, потому что не вела с ними никакой договорной работы. И ставить появление критических материалов ей в вину было совершенно не логично.

Ещё понятно, что подобные мнения высказывали лишь те представители медиа-сообщества, которые имели явный или скрытый конфликт с Оксаной Соколовой. И для них – потирающих руки в преддверии скорых кадровых перестановок – новость о сохранении статус-кво в руководстве управления информации и взаимодействия со СМИ оказалась сопоставима с ударом серпа по известному органу.

По сути, таким нехитрым способом, фактически ничего для того не делая, Соколова смогла посмеяться над оппонентами, уже начавшими приписывать ее отставку собственным заслугам. Посмеяться, ненавязчиво подчеркнув, где ее место, а где – их.

Из отставников – в губернаторы?

Если вопрос с псевдоотставками Ильи Сахарова и Оксаны Соколовой уже закрыт, то эпопея с возможным уходом в Государственную Думу Андрея Маркова по-прежнему значится в повестке дня. Слухи сватают Маркова на одномандатный округ №1, где он должен будет сразиться за депутатский мандат с коммунистом Сергеем Гавриловым. Но пока областной чиновник на праймериз «Единой России» (а именно от этой партии Марков пойдет на выборы, если пойдет вообще) зарегистрирован не был. Соответственно, ответ на вопрос, станет ли Андрей Марков участвовать в кампании, будет дан до 10 апреля – именно в этот день региональное отделение партии власти завершит прием документов от потенциальных кандидатов в депутаты.

В чем может крыться причина перевода Андрея Маркова в Госдуму? Бытует мнение, что именно через него было организовано проникновение в Сеть информации, обличающей ряд областных руководителей (той самой, за которую, опять же, по слухам, едва не лишилась места Оксана Соколова). Открытый конфликт-де не входит в сферу интересов губернатора Алексея Гордеева, а посему «почетная отставка» в депутаты Госдумы поможет ему убить одним махом двух зайцев: и погасить завязавшийся конфликт, и никого не обидеть. Классическая ситуация, при которой и волки сыты, и овцы целы.

Правда, с сытостью волков могут возникнуть определенные вопросы. Если Андрей Марков при своих несомненных организаторских талантах получит еще и мандат депутата российского парламента, то может в ближайшее время замахнуться не только на пост мэра Воронежа (о чем некоторые СМИ уже не преминули сообщить), но и губернатора Воронежской области. Тем более, что Алексей Гордеев неоднократно озвучивал свое нежелание становиться губернатором-«долгожителем», заявляя, что в 2019 году избираться на новый срок не будет. Вряд ли появление Маркова в числе возможных преемников Гордеева на высшем в области посту обрадует ближайшее окружение сегодняшнего главы региона. Особенно – если информация об имеющемся конфликте базируется не на пустом месте.

В этой связи интересен и еще один вопрос: кто станет преемником Андрея Маркова на посту первого заместителя руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области? В кулуарах называют фамилию сегодняшнего замруководителя управления региональной политики Романа Паневина, некогда возглавлявшего службу общественных связей регионального УФСБ.

Сможет ли Роман Паневин так же уверенно держать бразды правления сегодняшним сегментом работы Маркова не хуже, чем сам Марков? Не исключено. И в таком случае те, кто инициирует перевод Андрея Павловича в Государственную Думу, не получат никаких дополнительных бонусов. Даже наоборот – плюс к имеющейся скрытой фронде они получат еще и федерального депутата, поддерживающего эту самую фронду.

Пшик для внимания

Впрочем, с уходом Андрея Маркова в Госдуму тоже не все так просто. Понятно, что мандаты в «Единой России» будут распределены по двум направлениям: московские назначенцы и воронежские «толстосумы». В эту парадигму уже вполне вкладывается выдвижение на праймериз депутата ГД последних трех созывов Сергея Чижова и ожидаемое появление на предварительном голосовании владельца холдинга «Молвест» Аркадия Пономарева. Можно спрогнозировать, что Москва не станет жертвовать своими функционерами в угоду Маркову, а уж воронежское реготделение однозначно не пожелает отказываться от солидного финансового куска, которого у чиновника сегодня попросту нет. Поэтому не исключено, что эпопея с переходом Андрея Маркова на депутатскую деятельность – такой же пшик, которым в итоге оказалась эпопея с отставкой Оксаны Соколовой.

Кому и для чего может быть нужен подобный пшик? Прежде всего, самим его фигурантам. Привлечение внимания к медийным персонам в канун выборов в Госдуму – штука весьма нужная. Ведь люди, так или иначе занятые в политическом пиаре, довольно чутко воспринимают изменения конъюнктуры на региональном властном Олимпе. И дополнительные очки, заработанные отдельными проводниками выборного процесса, неизбежно приведут к росту доверия к ним.

Исходя из всего сказанного выше, не будет ничего удивительного, если в итоге окажется, что Андрей Марков никуда и не планировал уходить со своего поста. Это будет и не нужно – ведь запущенный о вояже в Госдуму слух уже сделает свое дело. Благо, «прикормленных» людей, чтобы слух этот распустить, у Маркова предостаточно...

P. S. Пока в правительстве Воронежской области игрались с отставками руководителей медийного блока, в областной Думе тихой сапой оказалась уволена с занимаемой должности руководитель пресс-службы Ирина Червакова. Пока кресло Черваковой остается вакантным, но народная молва уже сватает на него то работницу аппарата Думы Анну Гарманову, поддерживаемую спикером заксобрания и лидером местных единороссов Владимиром Нетесовым, то какого-то загадочного ставленника Оксаны Соколовой. Кто выйдет в этой ситуации победителем и какой уровень влияния на спикера сохранит его пресс-секретарь по «Единой России» Оксана Красных – интрига ближайшего будущего. Но это – тема для отдельного материала.

Источник: www.unise.ru

10.03.2016