Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить.

Могильщик для «Лидера»

Воронежский «клуб миллиардеров» нашел способ самоликвидироваться?

Радостная новость облетела воронежское медийное сообщество. Якобы пресс-секретарем Гражданского собрания «Лидер», в народе именуемого «клубом миллиардеров», назначена известная в городе журналистка Евгения Куриленок. По слухам, источник этой новости – сама Евгения Данииловна. Вроде, собственной персоной поведала об этом при большом скоплении коллег.

Можно порадоваться за успешную медиа-вумен. Тут – как в старом анекдоте про еврея-банкира, объяснявшего сыну принцип банковского дела на примере погружения рук в муку: муки осталось, сколько и было, а кое-что и на руках задержалось. Побыть рядом с миллиардерами – на руках в любом случае что-то задержится. Да и самим миллиардерам выгода: особа, как-никак, опытная! Знает, что делает!

Хотя опыт Евгении Куриленок – явление особого порядка. Которое заставляет восхищаться этой женщиной.

Например, опыт ведения предвыборных кампаний. Начинался он на выборах мэра Воронежа в 2008 году, когда она работала простым райтером в команде Сергея Колиуха. Одни руководители штаба, правда, пытались от нее избавиться – де-справлялась неважно, но нашлись в их числе и ее покровители. Оставили тихо писать проходные материалы. И которые пару лет спустя привлекли Куриленок на выборы депутатов областной и городской Дум – руководителем блока СМИ.

– Буквально пару дней спустя после начала работы Евгения Данииловна взяла, да и уехала по своим делам в Краснодарский край, – рассказывает один из работников штаба, своими глазами наблюдавший ситуацию. – Нам пришлось перестроить всю свою работу. В итоге основная ее тяжесть легла на журналиста Евгения Крамченко, взявшего на себя большую часть груза Куриленок.

Правда, сама руководительница блока СМИ в таком подходе не увидела ничего криминального. Вернувшись, она, как ни в чем не бывало, продолжила получать зарплату в штабе, хотя работой по-прежнему занимался Крамченко.

И это – абсолютно всё, весь «опыт». Два раза «рядом постояла». Однако уже с 2012 года Евгения Куриленок начинает позиционировать себя в качестве эдакого гуру-политтехнолога, который на выборных технологиях собаку съел.

Но куда более интересен опыт Куриленок в качестве руководителя различных воронежских СМИ. В местном медиа-пространстве ее все чаще называют «могильщиком». Количество СМИ, закрытых при ее непосредственном участии, просто убитых и разваленных на корню, заставляет удивленно поднять брови даже видавших виды людей.

Региональное приложение к «Новой газете» – не в счет. Его убивали совершенно другие люди. Но, видимо, необходимые крупицы подобного опыта Евгения Куриленок получила именно тогда.

В 2009 году Куриленок совместно со своей подругой Галиной Меренковой становятся идейными вдохновителями «бумажного» информационно-аналитического проекта Inside. Они находят спонсора в лице Татьяны Прищенко, которая до определенного времени финансирует все текущие потребности издания, выделяя для этого до полумиллиона рублей в месяц.

Меренкова становится гендиректором проекта, Куриленок – его главным редактором. С хорошими ЗП. Под издание привлекают авторов из иных изданий, не чураются использовать штатное расписание и для трудоустройства собственных отпрысков: дети обеих руководительниц числились здесь в штате. А гонорарный фонд – для щедрой оплаты нечитабельных опусов многочисленных приятелей. И вообще – не скупились.

Спустя некоторое время выяснилось, что формат газеты – не востребован читателем, что рекламодатели не валят в нее валом, а авторы, в основном, сдают сюда материалы, которые по тем или иным соображениям не были востребованы в других местах. Убытки Прищенко росли с каждым днем, в результате чего инвестор банально разорился и решил закрыть проект.

В сентябре 2011-го это решение инвестора (и основного владельца ресурса) вылилось в конфликт с участием частного охранного предприятия и фактическому разделению издания на два, похожих до слияния по оформлению. И тогда же Евгения Куриленок начала искать нового спонсора.

Учитывая способность Евгении Данииловны красиво рассказывать, выдавать желаемое за действительное, а муху за слона, скоро на горизонте появились сразу несколько потенциальных покупателей издания. Их смогли убедить в том, что проект вот-вот выйдет на самоокупаемость. Но одни, проверив его экономику и выяснив, что никакие материальные ценности компании Куриленок-Меренковой не принадлежат, а сам проект – мертвый настолько, что даже не воняет, свой интерес свернули. А другие все же купились на красивые обещания.

По слухам, Куриленок удалось продать ресурс одновременно двум покупателям, в том числе – структуре организации «Родной Воронеж», действовавшей через руководителя информационно-аналитического управления мэрии Воронежа Светлану Трунову. Которая поверила «другу» Евгении на слово. Впоследствии этот факт привел к довольно неприятным репутационным и материальным последствиям для самой Труновой. Ибо «Родной Воронеж» очень быстро понял: проект «пшик», деньги выброшены на ветер. Но Куриленок на тот момент из проекта уже вышла.

В это время Евгения Данииловна уже вовсю раскручивала проект «Геоснет», финансировавшийся за счет членов того самого Гражданского собрания «Лидер». Ухода в Интернет требовало время, и почему бы не выполнить это требование, когда денег – немерено!

О суммах, вложенных в ресурс, ходили легенды. Журналисты под него перекупались за суммы, значительно превышающие рыночные, презентация «Геоса» проходила с поразительной помпой: дорогостоящий виски лился рекой, а фразы «мы порвем всех!» и «Геос» - это круто!» произносились с перерывом в 5-10 секунд.

Правда, после запуска портала снова что-то пошло не так. Журналисты часто просто не справлялись с выданными им заданиями. Внутри «компании единомышленников» начались трения. Далее пошли сокращения персонала, финансирование проекта резко сократилось. Ведущие сотрудники тоже стали посматривать налево, в результате некоторые из них ушли в недавно образованное РИА «Воронеж».

Проект, который позиционировался в качестве глобальной социальной сети с информационным ресурсом, лопнул, как мыльный пузырь, а его главный редактор опять на время выпала из медийного контекста, время от времени мелькая лишь на заседаниях «Гильдии аналитических журналистов».

А потом был портал «36on». Он был, правда, и до Куриленок, но только как незначительный новостной ресурс, особо серьезно никем не воспринимавшийся. Однако, когда в него вновь начали вливать серьезные суммы (откуда – неизвестно, но, по слухам, не без посредства руководства областного управления региональной политики), Евгения Данииловна сочла себя вправе возглавить его в качестве главного редактора. Поскольку «большой специалист».

И – вновь по накатанной. Хорошие зарплаты, хорошие журналисты, серьезные заявления, позиционирование в качестве главного регионального аналитического ресурса и… снова ожидаемый пшик!

Сегодня «36on» опять вернулся к сугубо новостному формату, который не требует серьезного финансирования. Штатная численность предприятия вновь сократилась, финансирование тоже, и Евгения Куриленок больше не смогла позволить себе работать здесь. «Ноги моей тут не будет при таком окладе жалования!». Инженер Брунс, «12 стульев», Ильф и Петров.

Почему все проекты, к которым прикасалась Куриленок, заканчивались столь бесславно? Сама она, естественно, будет говорить о «роковой случайности», но не будем забывать поговорку о стабильности, которая является признаком мастерства. Скорее, прослеживается закономерность.

Люди, работавшие с Евгенией Данииловной, утверждают: она никогда не считала денег. Зарплаты в ее проектах всегда были очень высокими, гонорары – тоже. И особо не напрягалась – предпочитала порхать по верхам, спихивая свою текущую работу на плечи рядовых исполнителей. А то, что такой подход рушил экономику ресурсов – это было не ее заботой. Её основной заботой был безудержный самопиар. Помните – выборы? При апломбе заявлений г-жи Куриленок, кому придет в голову, что реальных выборов она на самом деле в глаза не видела, весь «опыт» - смотрела со стороны и ходила за деньгами.

Конечно, перетягивание одеяла на себя, полное игнорирование экономических реалий и перекладывание ответственности на инвесторов – вопросы, возможно, относящиеся более не к профессионализму, а к моральному аспекту. Но вопрос даже не в морали. Вопрос в том, какой следующий проект будет закопан крупным медийным специалистом: новое СМИ, которое она организует на базе «Лидера», или же сам «Лидер»? И во сколько тонн нефти это обойдется «Лидеру»?

Антонин Змрзлина

01.03.2016