Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить.

«Почему нет звания народный писатель?»

Литераторы объяснили, зачем нужен профессиональный стандарт.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций взялось за разработку профстандарта для писателей. В настоящий момент нигде не написано, кого можно считать писателем, а кого нет. Также нигде не регламентировано, какими правами и обязанностями они обладают. Руководить рабочей группой будет ректор Литературного института имени Горького Алексей Варламов. Из приказа Минцифры получить полное понимание задачи рабочей группы практически невозможно. Мнения самих писателей разделились. Одни считают, что стандарт позволит обеспечить их социальными и пенсионными гарантиями, другие уверены, что «корочка» писателя не даст никаких преференций, а уж тем более всенародной любви.

ИЗ МАРГИНАЛОВ В ПИСАТЕЛИ

Писатель и педагог обладатель премии «Национальный бестселлер» Илья Бояшов вспомнил, какие льготы давало членство в Союзе писателей в советские годы, и выразил сомнение, что появление стандарта моментально поставит пишущую братию в привилегированное положение.

«В связи с разработкой этого стандарта у меня возникает вопрос, почему есть народный художник и народный артист, но нет народного писателя? Если стандарт введет такое звание, то я обеими руками поддержу инициативу. Считаю, что просто необходимо присваивать звание народного писателя наиболее отличившимся авторам, – убежден Бояшов. – В Советском Союзе всё было ясно: вступил в Союз писателей – и ты приравнивался к должности полковника, имел право на трехкомнатную квартиру, личного секретаря, дачу и так далее. Меня приняли в Союз писателей в 1989 году и сразу дали квартиру. Хотя у меня всего одна книжка тогда была. Строгая регламентация была везде: художникам, например, давали и дают мансарду или мастерскую, где они творят, едят и по неделям не вылезают. Поэтому если стандартизация каким-то образом маргиналам позволит снова гордо называться писателями, это хорошее дело. Тогда можно платить пенсию, начислять гонорары, как в Советском союзе. Написал одну книгу – работай спокойно над другой, получай заработную плату. Ты уже не тунеядец, как, скажем, Пушкин, написал «Я помню чудное мгновенье» – и в кабак в карты играть, ты труженик. И льготы есть, и пенсия. А пока 99 процентов моих знакомых-писателей имеют дополнительную работу».

Писатель, редактор и журналист Александр Пелевин считает, что стандарт создается для авторов, чтобы поддержать писательский труд.

«Сложно сейчас сформировать мнение без точного понимания, как это будет выглядеть, но в этой инициативе есть как минимум один большой плюс – теперь можно будет всем говорить, что я вот работал писателем. Сейчас профессии писатель как таковой нет, было бы здорово, если бы она была, и мне выделили, например, какую-нибудь дачу в Переделкино, – смеется собеседник «Петербургского дневника». – Как минимум писатель будет виден в бюрократическом пространстве. У писателя ведь нет и не было зарплаты, что вытекает из самой писательской деятельности. Поэтому не вижу пока, чем стандарт может навредить. Выгонять из писателей из-за несоответствия стандартам представляется маловероятным».

А вот требование обязательного профильного образования Пелевин считает неправильным: «Стандарт не должен подразумевать наличие диплома Литературного института, это глупо и непонятно. У меня образование – первый курс истфака СПбГУ, и, конечно, я бы в штыки воспринял такие ограничения», – возмущается автор.

Правильным и закономерным решением назвал разработку профессионального стандарта Герман Садулаев. По мнению писателя, речь идет не о стандартизации творчества для тех, кто занят литературным трудом, а о социальных и пенсионных гарантиях.

«Давно шли разговоры, что профессии писателя нет в официальном перечне, и это не очень хорошо. Техническое должно быть определение для социальных и пенсионных служб, Трудового кодекса. Нет речи о том, что кто-то собирается определять параметры творчества и на этом основании определять, кто является писателем, а кто нет. Просто государство решило обратить внимание на литературу. Снизу идет такой запрос, и государство на него отвечает. Вот создана Ассоциация союзов писателей и издателей, которая должна объединить разрозненные писательские союзы. Понятно, чем был Союз писателей в Советском Союзе – профессиональная организация по типу профсоюза. Она также была статусной. После развала Советского Союза статус стал непонятен. Сейчас его хотят определить. Возможно, будут решаться вопросы коллективной защиты авторских прав», – отметил положительный характер инициативы министерства Герман Садулаев.

ИЗ СТАНДАРТОВ ПИСАТЕЛЕЙ НЕ ДЕЛАЮТ

А вот директор Дома детской книги Алла Насонова увидела парадокс в введении профессиональных стандартов у писателя, но пока нет конкретики, критиковать инициативу считает преждевременным. Впрочем, для определения, кто является писателем, а кто не является, издатель считает необязательным наличие профильного литературного образования.

«Один из самых талантливых писателей, кого недавно начали печатать, – Денис Макурин из села Холмогоры Архангельской области, он самородок. По образованию строитель. Но совершенно дивный писатель с прекрасным слогом, чудесными текстами и абсолютной грамотностью. Надо сказать, что не обо всех писателях так можно сказать, – поделилась мнением специалист. – Сейчас выходят сразу три книги Макурина. Там каждое слово – золото. Было бы правильным принять его в региональный Союз писателей. Ведь не каждый день появляются такие самородки. Это исключение, но исключение только подтверждает правило. Совсем не важно, какое образование получал человек. Если у него природный дар, значит, имеет право называться писателем. И никакие стандарты не сделают из человека писателя, если у него нет таланта».

Писатель и сценарист «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» Андрей Кивинов предположил, что введение каких-либо стандартов не сделают одномоментно профессию прибыльной.

«Сейчас платить зарплату за одну книжку никто не станет, как это было в советские времена, ведь нужно для начала ещё издать эту книгу, чтобы она окупилась. Кроме того, бумажная книга умирает, все уходят в интернет, а там вообще не нужно никаких корочек, – справедливо возражает Кивинов. – Не хотелось бы, чтобы введение стандарта привело к цензуре, но в любом случае в эпоху интернета это бесполезно, даже в советское время подпольно писали и печатали, а сейчас на любой остановке предлагают за деньги издать вашу книгу».

Сценарист признался, что ни у него, ни у его коллег профессионального образования нет. Зато есть понимание, как написать настоящий бестселлер.

«Я ведь не собирался становиться писателем, просто написал небольшую повесть для своих знакомых, чтобы посмеяться. А она потом попала к издателям. Там нет ни развития, ни правильной схемы, которым учат в институтах, просто огромный анекдот получился. Зато там были настоящие эмоции, поэтому всё и получилось. Секрет успеха – умение увидеть и изложить банальные вещи, которые волнуют общество в данный момент. Ведь бестселлерами становились произведения, которые неожиданно резонировали с тем, что происходит в данное время в стране и мире. И уже потом приходил литературный опыт, развитие», – признался писатель.

И объяснил, в каком случае действительно нужен стандарт: «Существует огромное количество пиратских ресурсов, из-за которых авторам просто не хочется писать. Поэтому мало хороших вещей, а какой смысл писать, если человек потратил время, эмоции, а выхлопа ноль. Бумажная книга умирает потихоньку в силу цифровизации, а вопрос с правами в интернете совершенно не отрегулирован. Было бы хорошо, если бы этим вопросом занялись на высшем уровне».

https://spbdnevnik.ru/

30.04.2022