Все чаще в информационном пространстве появляется информация об увольнении очередного молодого учителя за аморальное поведение. Кто устанавливает границы аморальности, и как педагогам защитить себя, выяснял iReactor.
Профессия учителя считается почетной во всех странах мира. Человек, которому родители вверяют своих детей на обучение, должен быть оплотом морали, воспитанности и сдержанности. Так, во всяком случае, считает большая часть мам и пап, отдающих свое чадо в школу. Однако случается, что сами не отличающиеся идеальным поведением опекуны в своем стремлении дать ребенку лучшее забывают об одной простой истине – учитель тоже человек, и имеет право на личную жизнь.
Они могут, как и все простые смертные прохладно относиться к работе, быть подвластны перепадам настроения или оказываться во власти своих желаний. За последние несколько лет можно заметить тенденцию роста числа новостей о различных «инцидентах» в школах. Это не просто описание шалостей учеников или ситуативных ЧП, а информация о громком увольнении очередного педагога за якобы аморальные действия.
Соцсети под запретом
Очень часто случается так, что учитель вынужден оправдываться именно за проявление своей человеческой стороны. За желание потешить свое самолюбие и выложить какие-нибудь «неподобающую для облика учителя» фотографию можно поплатиться рабочим местом. Преподаватели вынуждены вести либо «морально выверенные» аккаунты в соцсетях, следя за каждым своим словом, либо полностью безликие, чтобы исключить возможных придирок со стороны представителей особо озабоченных родителей или администрации школы.
Показательна история из Челябинской области учительницы начальных классов Ирины Александровны. Эффектная красивая девушка поддалась влиянию модных тенденция, выкладывая в своем личном Instagram сторис, где она под аккомпанемент из песен с нецензурными словами пританцовывает в пустом классе. За фотографии с дерзкими подписями пришлось отвечать – родители не оценили, что иногда учительница в соцсетях их отпрысков может называть «спиногрызами», или использовать ненормативную лексику.
Из-за давления общественности педагога вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию. Девушка пыталась объяснить, что «слитые» сторис – результат мести ее бывшего молодого человека, так как кроме него и близких друзей никто другой их не мог видеть (в профиле стояли настройки приватности, ограничивающие доступ к контенту). Такие доводы остались проигнорированными. Как и факт того, что о «хобби» девушки ученики узнали уже после растиражированного по СМИ и соцсетям скандала.
Пострадать можно не только из-за «непристойных» фотографий. Блистать своеобразным чувством юмора также нельзя, так как аккаунт с саркастичными постами может быть найден, а контент с него распространен среди представителей досужей публики, считающей, что учителю не пристало в свое свободное время использовать в речи матерные слова, пить, курить и даже иметь интимную близость. Причем, неважно, ведется ли аккаунт с откровениями и шутками на данный момент – достаточно сего факта в биографии.
Учительница истории из Санкт-Петербурга Любовь Андреевна вынуждена расплачиваться за ведение своего Twitter-аккаунта «Владычица пивная». В свободное время девушка выкладывала туда контент, состоящий из нецензурных шуток и коротких язвительных очерков о жизни..
Любовь не стеснялась писать об алкогольном опыте, о неудачных свиданиях, не скрывала того факта, что у нее случается интимная близость с представителями мужского пола. Этого было достаточно для волны праведного возмущения приверженцев высоких моральных устоев из числа родителей учеников. О «неподобающем поведении» было немедленно доложено руководству школы, после чего педагог написала заявление по собственному желанию.
Эта история произошла в 2019 году, в 2020 Любовь нашла новое место работы в другой школе. Однако проработать ей удалось всего пару месяцев. Несколько дней назад администрация учебного узнала о «цифровом следе» молодого педагога, несмотря на то, что аккаунт в Twitter был удален. Этого хватило для информационной кампании против учительницы: по ее словам, коллектив под руководством начальства начал писать на нее докладные. Не выдержав психологического давления, девушка вновь написала «по собственному».
Таких историй очень много. То и дело учителя страдают из-за «грехов молодости» или просто из-за желания жить, как все. Дело доходит до абсурда – иногда симпатичные женщины лишаются работы из-за безобидной фотографии в купальнике, а вопрос об их «компетентности» может быть поднят в связи с «прилюдной» покупкой нижнего белья в торговом центре.
Есть ли возможность у учителей защитить себя от нападок общественности и некорректных действий администрации? iReactor побеседовал с юристом Андреем Некрасовым, который рассказал об особенностях статуса учителя и сложной ситуации в процессе защиты своих прав. Эксперт считает, что ситуацию стоит придать огласке. Не факт, что общественность целиком встанет на сторону учителя, но шанс есть.
- Во-первых, нужно придавать ситуацию огласке. Просто неизвестно, на чьей стороне будет общественность. У нас народ за последние лет 20 оскотинился ужасно, <…> люди совершенно озлоблены и неадекватны. На суд общественности все это вынести, поддержат или нет учителя. Потому что он или она – тоже человек, — подчеркнул спикер.
Некрасов рассказал, что в данном случае он на стороне педагогов, которые «тоже люди». Если взрослый человек предпочитают проводить свободное время в каких-то клубах – это не должно касаться родителей учеников. Он напомнил, что учителя не учат детей своему примеру проведения досуга.
Эксперт также рассказал о недобросовестных способах работодателей, давящих на своих подчиненных и заставляющих их писать «по собственному». В такой ситуации спикер советует обращаться в инспекцию по труду.
- Принуждение к увольнению – это предельно незаконное и недобросовестное поведение работодателя. Жаловаться можно и нужно в инспекцию по труду. Это официальный орган, который обязан защищать трудовые права, — рассказал Некрасов.
Специалист посоветовал педагогам принимать взвешенные решения о готовности остаться или уйти со школы. Существует практика «вытравливания» педагога из учебного заведения, когда создаются невыносимые условия труда. Однако, если увольнение было незаконным, можно побороться за восстановление в суде. Хотя бы затем, чтобы очистить свою репутацию.
-Не подписывать заявление по собственному, и продолжать работать. Если создаются невыносимые условия труда, каждый сам для себя решает, что дальше делать. Либо оставаться, либо уходить по собственному. Если увольняют каким-то образом незаконно, то нужно обратиться к адвокату, оспаривать в суде и восстанавливаться. Восстанавливаться нужно затем, чтобы очистить свою репутацию, чтобы добиться другой статьи увольнения. Потому что самое страшное увольнение для педагогического работника в данном случае – это по статье об «аморальном поведении». Именно у педработников есть такая жесткая статья. Это понятно почему — работа ведется с детьми. Если довести все до крайности, то уволят именно по такой статье. <… > Если увольняют по такой статье, то нужно идти в суд и оспаривать. Получится ли это – один большое вопрос, — пояснил эксперт.
Юрист в финале интервью с сожалением добавил, что многие педагоги не хотят огласки и не борются за свои права, поэтому соглашаются без лишней шумихи написать заявление об уходе. Администрация, зная это, пользуется своим положением, оказывая дополнительные психологическое давление.
Другая сторона медали
У всякой медали есть две стороны. Иногда случается инциденты «из ряда вон», которые могут отрицательно сказаться на психическом состоянии детей. Такие ситуации неизменно вызывают резонанс. Примечательно, что, зачастую, нарушивших нормы морали педагогов сразу не увольняют, а проводят разнообразные проверки. Подобное, например, случилось 9 октября. В СМИ появилась новость об учительнице из Башкортостана, которая на уроке заклеила скотчем рот одному их учеников четвертого класса. Другого она ударила головой об парту. Несмотря на очевидное нарушение, на данный момент известно только об инициации процесса проверки. Новостей об увольнении учительницы с места работы не поступало. Также неизвестно, продолжает ли свою деятельность педагог в этой школе.
По всей вероятности, у подобных поступков есть не совсем убедительное, но объяснение: у учителя могут сдать нервы, развиться какое-то сопутствующее заболевание и так далее. В конце концов, может наступить «профессиональное выгорание». Тогда ущерб детям нанести очень легко – неосторожным словом или более радикальным поступком. Подобное нанесет гораздо больший урон ребенку, нежели фотография в купальнике или факт употребление педагогом нецензурной речи в свободное от работы время.
Однако где эта тонкая грань? Кто определяет степень «аморальности» в поведении учителя? Депутат Госдумы Лариса Тутова, с которой побеседовал iReactor, считает, что основные положения регламентированы законом. Педагогам не запрещено выставлять фотографии в купальниках, однако лучше воздерживаться от транслирования информации, способной нанести вред детям. С более тяжелыми формами, как в башкортостанском инциденте, будет разбираться прокуратура, которая определит тяжесть совершенного проступка, проведя расследование.
- Кто определяет степень этой непристойности? А судьи кто? Документ, где впервые регламентированы нормы поведения преподавателей в интернете и соцсетях, подготовили специалисты Минпросвещения и общероссийского профсоюза работников образования еще в прошлом году, когда участились «случаи с купальниками». Однако устанавливать правила поведения сотрудников вне работы вряд ли корректно. Новый документ под названием «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». говорится о правилах поведения педагогов в интернете. Впрочем, они сформулированы максимально кратко. Учителям стоит воздерживаться от размещения «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей», указано в документе. Речь о порнографии, способах самоубийства, пропаганде употребления алкоголя и наркотиков, использовании нецензурной брани и т.д. Из сопроводительного письма следует, что все виды такой информации перечислены в ст. 5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Таким образом получается, что, например, публикация фото в купальнике для педагогов не запрещена, — прокомментировала ситуацию депутат.
Политик придерживается мнения, что острая реакция родителей на контент, публикуемый в соцсетях, обоснована, так как важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика. Но перегибать палку тоже не стоит, так как подобные инциденты отбивают желание у молодых учителей идти работать в школу.
- Во всем остальном, что находится за пределами образовательной организации во владении личной жизни, главное – не перегнуть палку. Если же говорить серьезно, невозможно прописать, что можно, а что нельзя. Стоит истреблять ханжество, иначе у нас в школах не останется молодых учителей, — пояснила Тутова.
Депутат подчеркнула, что при кадровом дефиците не очень логично придерживаться несколько ханжеской политики. Она считает, что конфликты между родителями и учителями можно улаживать мирно, но для этого требуется действительно опытный руководитель по главе учебного заведения,
- Нужно не забывать, что при кадровом дефиците педагогов в школе проводить неправильную и нелогичную политику было бы несерьезно. И здесь уже вопрос проявления дипломатии в отношении и учителя, и недовольных родителей. К счастью, у опытного руководителя все вопросы решаемы, — подытожила Тутова.
https://inforeactor.ru29.10.2020