Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить.

Охрана трудящихся или шкурных интересов?

Взрывы на дзержинском предприятии «Кристалл», на Заводе им. Свердлова, прозвучавшие на всю страну, вскрыли крайне болезненную проблему: даже на оборонных предприятиях тема безопасности и охраны труда абсолютно провалена!

Охранно-трудовая слабость

Несколько взрывов друг за другом прозвучали в этом году в Дзержинске на предприятиях спецхимии. Летом на заводе «Кристалл» рвало так, что люди думали: война началась! Конечно, подобные ЧП в городе химиков случались и ранее, но это были единичные, из ряда вон выходящие ситуации. Ныне техногенные катастрофы начали приобретать системный характер, поскольку случаются раз за разом. В чем причина?

Производственники старой формации помнят, как серьезно и, не побоимся этого слова, въедливо относились на заводах к вопросам охраны труда. Представить себе было невозможно, чтобы к работе допустили человека, не прошедшего инструктаж по технике безопасности. А если обнаруживалось, что при организации рабочего процесса где-то нарушаются требования безопасности, ответственный руководитель запросто мог слететь с работы, а в особо трагических случаях сесть в тюрьму!

Ныне требования по охране труда не стали лояльнее, хотя организационная структура утрачивает роль сурового надзорного органа. Эффективность ее применения снизилась на несколько порядков. Причины, подрывающие авторитет службы охраны труда, увы, типичные для сегодняшней действительности – безответственность, очковтирательство, коррупция. И в целом закономерно, что в последнее время техногенные катастрофы участились именно в нашем регионе.

Сейчас тема охраны труда, производственной безопасности контролируется Государственной инспекцией труда. Эта структура проводит проверки на предприятиях, в организациях и призвана выявлять любые нарушения техники безопасности, законодательства о труде, рассматривает дела об административных правонарушениях. В регионе данной структурой последние 17 лет руководил Андрей Емельянов. Однако складывается впечатление, что в действительности этим важнейшим направлением рулил вовсе не он, а фактический бенефициар группы компаний «Некоммерческое партнерство центров охраны труда ПФО» Андрей Колин. Кто же это такой?

Теневой «инспектор»

Здесь стоит пояснить для несведущих, что если в СССР обучением работников требованиям охраны труда занимались специализированные подразделения Гос-комтруда, то теперь эта сфера деятельности передана на откуп частным фирмам, некоторые из которых еще и оказывают услуги по специальной оценке условий труда. Разумеется, все это делается на платной основе, давно превратилось в доходный бизнес. А там, где крутятся большие деньги, а частники попадают в зависимость от госструктур, формируется благодатная почва для злоупотреблений.

В Нижегородской области таковая уже дала всходы и принесла богатый урожай. Давно ходили разговоры, что главный госинспектор труда области особо благоволит ряду коммерческих организаций, занимающихся образовательной деятельностью, – в частности, речь идет об ООО «НП центров охраны труда Приволжского федерального округа. Нижегородское отделение», АНП «Охрана труда Приволжского федерального округа», ассоциации «Некоммерческое партнерство центров охраны труда Приволжского федерального округа». Все эти структуры, помимо похожих названий, объединяет одно: их руководителем либо учредителем является или был некто Андрей Колин. Широкой публике эта личность почти неизвестна, ведь до недавнего времени он предпочитал оставаться в тени. Да и хвастаться-то ему было особо нечем. Выпускник нижегородского политеха, свой трудовой путь он начал в крестьянском хозяйстве «Старт», причем сразу с должности директора. Затем успел поработать на ряде нижегородских предприятий, был страховщиком и даже чиновником облправительства еще при губернаторе Ходыреве. Но подолгу нигде не задерживался. Как-то раз он, видимо, понял, что на охране труда можно поиметь нехилый доход. В 2009 году возглавил ГУ «Областной учебно-методический исследовательский центр охраны труда и социального партнерства», затем начали создаваться вышеназванные организации.

В какой-то момент Колин нашел подход к главному государственному инспектору труда Емельянову, а затем и вовсе стал им манипулировать.

Хвост виляет собакой?

Примечательно, что на всех публичных обсуждениях правоприменительной практики, проводимых Государственной инспекцией труда в Нижегородской области, Емельянов непременно сажал Колина в президиум. Хотя кто он такой, чтоб заслужить столь высокую честь? Рядовой бизнесмен, занимающийся обучением основам охраны труда, каких в регионе немало. Более того, на публичных мероприятиях, организованных Емельяновым, из всех присутствующих представителей негосударственных структур по совершенно необъяснимому стечению обстоятельств выступают исключительно Колин либо его доверенные лица. И ладно бы данные «ораторы» с высоких трибун рассказывали о каких-то новых, инновационных подходах в вопросах охраны труда или о проблематике, существующей в сфере. Так нет, г-н Колин использует право выступить перед аудиторией, состоящей в основном из представителей ведущих предприятий региона, для рекламы аффилированных с ним частных контор! При этом в зале еще и раздаются их рекламные буклеты, чем даже привлекалось внимание другой надзорной структуры — УФАС, признавшей такие подходы к продвижению бренда незаконной рекламой.

Разумеется, пришедшие на такие заседания люди в какой-то момент перестают понимать, где они находятся – на серьезном мероприятии, посвященном обсуждению важных, социально значимых вопросов, или на промоакции частных компаний г-на Колина? При этом, продвигая услуги своих организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, тот подчеркивает, что они тесно сотрудничают с Государственной инспекцией труда в Нижегородской области: мол, перед этим контролирующим органом все равны, но мы все-таки чуть «равнее». И ведь Колин совсем не лукавит, все так и есть! Андрей Емельянов действительно подписал с Нижегородским региональным отделением Всероссийского объединения «АСОТ», директором которого является Колин, соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Вот только появление данного договора прямо нарушает требования ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», ведь не может контролирующий орган заключать подобные соглашения с подконтрольными ему организациями! Получается, что главный государственный инспектор труда в Нижегородской области в открытую лоббировал интересы коммерческих структур Колина, не стесняясь при этом даже закон нарушать?

Мы вам покажем Кузькину мать!

Дело дошло до того, что Колин рассылал письма руководителям нижегородских предприятий, принуждая тех к сотрудничеству и грозя возникновением проблем, если те посмеют отказаться. Дескать, я с самим Емельяновым на короткой ноге, и если будете работать со мной, то все будет в порядке, а коли нет – набегут инспекторы Роструда и покажут вам кузькину мать! Слова Колина не расходятся с делом. Так, предприятие «Русвинил», ОКБМ им. Африкантова «неосмотрительно» заключили договоры на оказание услуг по специальной оценке условий труда с конкурентами фирм Колина. После чего Емельянов незамедлительно направил в министерство социальной политики Нижегородской области представление о необходимости государственной экспертизы качества проведенной оценки условий труда на этих предприятиях. Таковую провели и никаких нарушений не выявили. Но Емельянов не успокоился и обжаловал не устроившие его результаты госэкспертизы, основываясь на заявлении из НП ЦОТ ПФО, где председателем совета директоров является Андрей Колин. Между тем эта организация с вышеназванными предприятиями не сотрудничала и могла узнать о состоянии условий труда в них только от самого Емельянова! То есть выходит, что главный государственный инспектор труда передал третьим лицам сугубо конфиденциальные данные об оборонном предприятии, каковым является ОКБМ им. Африкантова! По поводу чего, кстати, уже направлено надлежащее заявление в Следственный комитет.

Мало того, затем начали распространять слухи, что конструкторское бюро может быть привлечено к административной ответственности за невыполнение норм по охране труда. Как вам такое нравится? Выходит, что Колин использует госинспекцию труда, чтобы расправляться с конкурентами и с теми, кто с ними сотрудничает?

Выясняется, что г-на Емельянова с Колиным связывают не только «рабочие», но и дружеские отношения. Главный государственный инспектор труда региона был многократно замечен на банкетах, организованных НП ЦОТ ПФО, где «звенел бокалами» с Колиным. Правда, тот хоть и «заказывал музыку», за нее не платил. Его совместные с Емельяновым «нескучные времяпрепровождения» (на фото) финансировались за счет нижегородских предприятий, что называется, в добровольно-принудительном порядке.

Такие выкрутасы, конечно, выглядят мерзко и возмутительно, но это еще далеко не самое худшее. Страшнее всего, что привилегированное положение организаций Колина порождает вседозволенность. Там люди уже не только совесть, но и страх теряют!

Продают, словно дипломы

О том, как Андрей Колин относится к безопасности людей, красноречиво свидетельствует хотя бы такой факт: помимо прочего, он, по сути, владеет подвальными помещениями в доме 51 по улице Новой, где по проектной документации должна располагаться подземная автостоянка. Собственник же переделал ее в торговый центр, нарушив целостность конструкций жилого дома, что в любой момент может привести к его обрушению и гибели ни в чем не повинных людей под завалами.

Поэтому даже не особо удивило, когда выяснилось, что НП ЦОТ ПФО торгует протоколами проверки знаний и удостоверениями по программам «Проверка знаний требований охраны труда» и «Проверка знаний требований пожарно-технического минимума», примерно так же, как некоторые вузы раньше продавали дипломы. То есть выдает их за деньги, не проводя обучения и без проверки знаний.

Слухи об этом циркулировали давно, и один из предпринимателей, директор ООО «Радонеж», решил их проверить. В НП ЦОТ ПФО ему сразу пояснили, что обучение проходит дистанционно, через интернет: главное – заключить и оплатить договор. Не требуются даже паспорт или другие удостоверяющие личность документы, достаточно назвать ФИО и должность.

Тогда директор «Радонежа» совершил «контрольную закупку», направив в НП ЦОТ ПФО четыре «мертвые души» — неких вымышленных персонажей. Было заключено 2 договора, выставлены счета. После их оплаты «учителя» предоставили список логинов и паролей для обучения. Зайдя на указанный сайт, «народный контролер» сразу сдал за всю мифическую четверку тесты, которые не требовали специальных знаний. На следующий день ему подтвердили, что «экзамен» сдан и можно забирать акты выполненных работ и удостоверения. Причем подписывал их один сотрудник учебного центра за всю комиссию. И всё, «аттестованных» сотрудников разрешили допускать к работе!

Мало того, что это нарушение требований федерального закона «Об образовании в РФ», так как обучение по охране труда и ПТМ подразумевает идентификацию каждого обучаемого, проверку знаний и проводится только по согласованным с профильными органами программам, – это лишь полбеды. Главное, что продажа удостоверений без обучения угрожает жизни и здоровью людей, которые не знают, как предотвращать экстремальные ситуации и что делать, если ЧП уже случилось! Кстати, теперь есть подозрения, что по схожему сценарию проходит и специальная оценка условий труда на предприятиях – мол, вы только заплатите, а мы вам что хотите нарисуем.

Да за такое сразу надо лишать организацию лицензии, а Колина гнать в три шеи и на километр не подпускать к теме охраны труда! Но вместо этого его в текущем году милостливо ввели в состав общественной палаты Нижегородской области! Абсурд, да и только.

Результат — налицо

А теперь самое интересное и значимое: если изучить список клиентов группы компаний «НП ЦОТ ПФО», то среди них вы найдете дзержинский «Кристалл» и завод им. Свердлова. Результат налицо – четыре взрыва за два года! Были человеческие жертвы, огромный материальный ущерб, кому-то даже пришлось за это ответить. Но только не Андрею Колину, хотя он первый, чью деятельность надо было проверить в связи с ЧП на оборонных заводах!

Вот вам и ответ, почему техногенные катастрофы в Нижегородской области стали носить системный характер: потому, что все продается и покупается, идет торговля человеческими жизнями, а те, кто должен такое пресекать, сами в этом участвуют. К счастью, Емельянов недавно был снят с должности главного государственного инспектора и она пока вакантна. А вот Колин никуда не делся и не собирается останавливаться на достигнутом, что вселяет немалую тревогу не только за оборонные предприятия, но и за организации в социальной сфере. Ведь недавнее ЧП с детьми в школе в селе Вад – не случайность, а закономерность. И наверное, губернатору Глебу Никитину стоит внимательнее присмотреться к теме охраны труда в Нижегородской области, в противном случае регион рискует еще не раз «отметиться» в нехороших сводках новостей.

Фото Михаил Солунин/ТАСС

www.lensmena.ru

03.01.2020