В правительстве и Кремле обсуждают контуры новой системы «центр — регионы»
В правительстве и администрации президента готовят реформу налоговых взаимоотношений между регионами и федеральным центром. Реформа может быть запущена в 2019–2020 годах, ее целью станет балансировка нынешней системы и снятие напряжения, возникшего между центром и регионами в последний год. Об этом Znak.com рассказали два источника в экономических экспертных кругах.
Напомним, еще год назад правительство выступило с программой «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года», согласно которой была увеличена доля налога на прибыль, поступающая из регионов в центр на 1% (с 2 до 3%). Планировалось передать эти доходы от более обеспеченных регионов к менее обеспеченным. Кроме того, были сокращены на 30% субсидии в регионы (за счет «богатых» субъектов).
В течение года это вызвало нарастание неформальной губернаторской «фронды», которая периодически прорывалась в публичное поле. Еще в сентябре 2016 года мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на Московском финансовом форуме, заявил, что «отобрать и поделить ни к чему хорошему не приводит». Потом выступил глава Татарстана Рустам Минниханов, заявив, что решение финансировать бедные регионы за счет богатых «непродуманное» и что в республике не одобряют выкачивание денег. В самом начале 2017 года калужский губернатор Анатолий Артамонов в интервью «Российской газете» заявил, что региону вообще донором быть невыгодно.
Параллельно растут долги бедных регионов. Согласно данным агентства РИА Рейтинг, за первые полгода 2017 года отношение госдолга к его налоговым и неналоговым доходам у Мордовии составило 203,7%, у Хакасии 167%, у Костромской области 157%, у Астраханской области 147,1%, у Калмыкии 133%, у Карелии 120,6%, у Марий Эл — 118,5% и так далее. Очевидно, что слабые регионы самостоятельно с ситуацией не справятся: большинство только продолжает наращивать долги, чтобы выполнять социальные обязательства. Например, та же Мордовия за 6 месяцев 2017 года увеличила свой долг еще на 10%, Калмыкия — на 17%, Ингушетия — на 25%, Кабардино-Балкария на 20,6% и так далее.
Регионы-реципиенты предъявляют претензии центру. Например, депутаты Хакасии попросили у правительства дополнительной финансовой поддержки. Также поступили депутаты в Карелии, заявив, что иначе денег на исполнение «майских указов» Путина в регионе нет.
Значимый скандал случился осенью на Сахалине. Раньше нефтегазовые доходы на 75% оставались в регионе, а Москва получала 25%, однако центр потребовал принять новое соглашение о разделе продукции и планировал забрать себе 75%. Сахалинские парламентарии публично возмутились, а губернатор Олег Кожемяко добился от Москвы деления 50 на 50.
Новая реформа придет на смену проведенным на первом сроке Путина налоговым и административным реформам, так как созданные ими условия устарели.
Речь пойдет о поиске механизма выравнивания благосостояния регионов, однако без искусственного уравнивания, провоцирующего конфликт между центром и богатыми субъектами, пояснил один из собеседников в экспертных кругах.
Разговор о содержании реформы может зайти и на очередном Общероссийском гражданском форуме, который традиционно проводит Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Одна из секций будет называться «Неравенство как ресурс развития регионов», ее модератором будет Марк Урнов, научный руководитель департамента политической науки НИУ ВШЭ.
Профессор географического факультета МГУ, директор региональных программ «Независимого института социальной политики» Наталья Зубаревич считает, что риск продолжения дальнейшего «раскулачивания» богатых регионов (но в первую очередь — Москвы) существует.
«В этом году доходы Москвы составят 2 триллиона, и многим хочется забрать их в федеральный бюджет. Москва подстелила соломы, объявив о программе реновации, она будет биться до последнего, чтобы оставить бюджет себе. Но все ищут некий инструмент изъятия этих денег, который бы формально распространялся на все регионы, но прежде всего затрагивал бы Москву. Столица в ближайшие годы будет уходить в глухую оборону», — отмечает Зубаревич, однако добавляя, что не видит никакой перспективы формирования серьезной губернаторской фронды по отношению к правительству. Собянин, по мнению эксперта, будет демонстрировать абсолютную лояльность и работать неформальными методами, а другие губернаторы аналогичным ресурсом не обладают.
Руководитель региональных программ «Фонда развития информационной политики» Александр Кынев отмечает, что в последние годы в регионах действительно сложилась критическая ситуация с деньгами, включая, к примеру, известный конфликт на Сахалине, у которого осенью в пользу центра отняли часть нефтегазовых доходов.
«Многие социальные конфликты упираются в финансовые вопросы, и власть не всегда понимает, как на это публично надо реагировать. Знаменитое „По кочану“ (так калининградский губернатор Антон Алиханов ответил на вопрос журналиста о том, почему семьям с маленькими детьми, которые не могут подтвердить свою малообеспеченность, не вернут компенсации за детские сады) прозвучало в ответ на вопрос про деньги и социальные выплаты. При этом я бы не стал сводить проблему исключительно к отношениям между центром и губернаторами. Губернаторы понимают свою уязвимость перед Кремлем, но не могут не ориентироваться на региональное общественное мнение. На местах часто невозможно исполнить социальные обязательства и выполнить проекты, кризис с бюджетами, поэтому периодически главы регионов вынуждены транслировать реальные проблемы территорий и населения вовне», — отмечает Кынев.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что говорить о наличии полноценной «фронды» внутри губернаторского корпуса нельзя. «Губернаторы стали смелее, но действуют в рамках дозволенного. Это как с историей о выступлении Ковтун и Тулеева в защиту арестованных заместителей — федеральный центр показал, что не считает это пересечением двойной сплошной и так тоже можно», — считает Виноградов.
Экс-заместитель полпреда в УрФО, руководитель региональных программ Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Андрей Колядин считает, что сейчас назрели и экономические, и политические реформы, так как это вещи взаимосвязанные.
«Не случайно сейчас во главе регионов становятся люди с менеджерскими навыками, а не гуру общественного мнения. Тех, кто может сказать „Я не буду действовать вот так, потому что за меня тогда люди не проголосуют“, убирают. Сейчас губернаторы должны работать как руководители структурных подразделений, главы предприятий, которым ставит задачу холдинг. Это показатель того, что центральная власть готовится к реформам, в том числе непопулярным. При этом, думаю, некоторые действия, в том числе Минфина, которые сейчас инициируют напряжение, — это тоже признак подготовки к реформам. С началом реформ самые гипертрофированные инициативы уберут, и всем станет легче», — рассуждает Колядин.
Екатерина Винокурова / znak.com20.11.2017